Анализ спроса на IT специалистов для мониторинга востребованности спец. курсов

Оригинальное название: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Специалист в области информационных технологий — понятие неоднозначное, поскольку сами информационные технологии включают в себя множество аспектов и подсистем, знать которые в полном объеме не представляется возможным, тем более что фактор времени здесь изменяет все намного быстрее, чем в других областях знаний. Например, еще пять-шесть лет назад не требовались специалисты, разрабатывающие программы для сотовых телефонов — в то время сотовые телефоны еще не являлись программируемыми. Теперь же потребность в таких программистах достаточно высока, т.к. увеличился модельный ряд сотовых телефонных аппаратов и, вместе с этим, функциональные возможности.

Рынок вакансий в сфере информационных технологий достаточно мобилен в развитии по следующим причинам:

1) Информационные технологии развиваются благодаря увеличению быстродействия аппаратной части персональных компьютеров;

2) Программное обеспечение развивается, наращивая функционал, находясь в состоянии конкуренции с аналогичным программным обеспечением;

3) Информационные технологии развиваются, проникая в другие области применения. Например, никого не удивишь компьютером, подключенным к кассовому аппарату или какому-либо научному прибору.

Эти и другие факторы ставят перед вузами актуальную проблему подготовки высококвалифицированных кадров в области информационных технологий, реально востребованных рынком труда. Эта проблема требует чуть ли не ежегодного обращения к ней, потому что рынок ИТ — вакансий изменяется гораздо быстрее, по сравнению с любой другой областью. Допустим, хотя за последние годы психология и пережила несколько революций, особенно в связи с распадом СССР, и даже породила другие науки (например валеология), это несравнимо со скоротечностью изменений в области информационных технологий. Вузы, на наш взгляд, должны решать две проблемы: как определить нужные конъюнктуре рынка знания и умения ИТ — специалистов, во – вторых, остается актуальной подготовка педагогических кадров. И то, и другое требует мониторинга текущей ситуации на рынке труда и анализа динамики ее изменения минимум на пять лет вперед, чтобы студенты, окончившие вуз, оказались востребованными на рынке труда. В данной ситуации вуз должен проявить инициативу и не ждать времени, когда придется внедрять в спешном порядке программы необходимых спец.курсов. Вот тут и возникает вопрос: а как же избежать такой ситуации? Каким образом проводить исследования рынка труда и какие для этого использовать источники и методы?

В начале исследования предмет «Информационные технологии» нужно разделить на такие, например, категории, как: «операционные системы», «базы данных», «языки программирования», «графика», «веб» и т.д. Далее по этим категориям накапливать статистику востребованности, попутно определяя, что конкретно в данной категории более всего востребовано работодателями. Мониторинг можно проводить не только по вакансиям кадровых центров, но и определяя охват рынка или, иначе говоря, частоту использования какого-либо программного продукта. Например, по результату исследования в разделе «Базы данных» выяснилось, что большая часть рынка (около 60%) принадлежит серверу баз данных Oracle, причиной такого распространения является то, что Oracle своими функциональными возможностями приспособлен к использованию в бизнесе. Следовательно, ИТ — специалист со знанием Oracle при поиске вакансии будет иметь гораздо больше шансов получить высокооплачиваемую работу в банковской, муниципальной или промышленной сфере.

Вторым шагом исследования будет ознакомление с мнением специалистов разделов информационных технологий по поводу динамики развития данного раздела. Сделать это можно как в личной беседе с этим специалистом, так и с помощью статей в специализированных компьютерных изданиях.

Полученные результаты — все еще не повод для немедленного внедрения в программы спецкурсов, т.к. нужно еще провести мониторинг программ спецкурсов в вузах ближнего, дальнего зарубежья и вузах страны — для принятия окончательного решения.

После проведения мониторинга уместно провести со студентами ряд профилирующих занятий, где можно рассмотреть совместно со студентами плюсы и минусы внедрения спецкурсов; возможно, на этом этапе группа может разделиться в силу разносторонности интересов и предпочтений. Например, кто-то захочет изучить более подробно спецкурс, посвященный веб-технологиям, а кому-то больше понравится освоение тонкостей анимации в 3D Studio Max или редактирования графики в PhotoShop. Кроме этого, некоторые из студентов могут предложить к рассмотрению разделы информационных технологий, которые даже не участвовали в проводимом мониторинге. Еще одним из положительных моментов профилирующих занятий будет то, что студенты научатся сами проводить мониторинг и ориентироваться в изменяющемся мире информационных технологий. Эти методические навыки окажут им неоценимую помощь и сейчас, и в будущем.

Ко всему сказанному стоит добавить, что работодатель, конечно же, не станет интересоваться, какими академическими знаниями в области информационных технологий обладает специалист, ему интересно только то, что практически может выполнять работник, а еще лучше, если принимаемый на работу имеет опыт работы в данном направлении не менее двух лет. Здесь, однако, также следует избегать «перегибов» со стороны выпускников, которые иногда считают, что их «учили не тому, что сейчас нужно». Академические знания не становятся ненужными из–за того, что владение ими не требуется при приеме на работу. Они необходимы потому, что дают теоретическую основу разделов информационных технологий. Стоит только заметить, что общая теория тоже частично подвержена изменениям. И, конечно, чисто теоретические постулаты желательно подкреплять примерами и наработками из современного состояния информационных технологий.

Подобные методы позволят не только увеличить рейтинг вуза, выпускающего высококвалифицированных специалистов, но и помогут самим выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда.

2 комментария на «Анализ спроса на IT специалистов для мониторинга востребованности спец. курсов»

  1. Ilya S. Slyzhnyak пишет:

    Михалыч! Ты можешь себе представить сотовый телефон без микроконтроллера? Программы для сотовых телефонов нужно было писать всегда.

  2. e64f пишет:

    Во первых я имел ввиду Java ME.
    Во вторых анализ рынка спроса программеров для телефонов проведи да, оцени масштаб востребованности сейчас и лет 5 назад.

Оставьте свой отзыв

*

code